Катание вне трасс так же называется фрирайд, что дословно переводится как свободная поездка. Неслучайно на Английском данный вид спуска звучит именно так, ведь катание по своему выстроенному маршруту дает невероятное чувство свободы. Безусловно такая свобода, это и большая ответственность. Данный вид спуска подходит только очень опытным людям, ведь спуск по неподготовленным трассам в разы опаснее. Нельзя недооценивать все классические правила безопасности, а также быть особо бдительным.

Мы уже ранее рассказывали о безопасности при спусках и в целом на склоне, хорошей идеей будет вспомнить все эти правила. В таких вопросах лучше всего основываться на собственном опыте и опыте других людей. Давайте подробнее рассмотрим, что нужно соблюдать, дабы не бояться за свою жизнь и здоровье и получить максимум положительных эмоций!

Подготовка и оценка

Группа

Поскольку катание фрирайдом в одиночку слишком опасно и крайне не рекомендуется, мы будем рассматривать только катание группой. Минимум для катания – пара, ведь так или иначе нужен человек, который в случае возникновения проблемы сможет оказать помощь или вызовет транспорт, или спасателей.

Первое, что нужно сделать это конечно же оценить ваши возможности и возможности группы в целом, не стоит брать с собой неопытных райдеров, поскольку для такого спуска навыки каждого должны быть достаточно высоки. Стоит совместно обсудить план спуска и действия при возникновении различных ситуаций. Нужно понимать, что психологическая готовность важная часть, ведь крутой спуск может напугать кого – то.

Построение маршрута

Когда вы нашли для себя подходящую группу для спуска, пора определить этот самый спуск. Маршрут должен быть вам по силам и по силам всем остальным участникам. Следует учесть все сложности спуска, а также скрытые опасности, которые могут поджидать. Так же стоит обговорить все нюансы и возможные смены маршрутов и альтернатив для спуска в зависимости от ситуации.

Погода

Как и при катании на официальных трассах погода очень влияет на комфортность поездки. Погоду следует проверять заранее, и при имении погоды в день катания стоит задуматься о переносе. Выходить на спуск при пурге, сильном ветре или вероятности схода лавин – крайне плохая идея.

Окружение

При проверке местности в первую очередь следует зайти на сайты курортов в той местности куда вы хотите спускаться. На сайтах написана вероятность схода лавин, которые являются главной опасностью. Стоит так же обратить внимание на количество и качество снега, он должен быть пригодным для катания – не ледяной и не хрустящий. Безусловно количество камней и деревьев на всей протяженности вашей будущей трассы должно быть определено и предусмотрено.

Подготовка снаряжения

Перед каждым спуском проверяйте все свое снаряжение, в первую очередь снаряжение для безопасности. Заряд всех аккумуляторов должен быть максимальный, а также внутри вашего рюкзака должно быть все необходимое, и снаружи никаких повреждений или проблем.

Поподробнее о снаряжении

В общем и целом, экипировка при фрирайде такая же, как и при обычном спуске, но к проверке и качеству стоит подходить с большей внимательностью, так как ответственность больше.

В первую очередь у каждого участника должны быть шлемы, чтобы обеспечить защиту головы, но это и так является базовым правилом, ведь столкновение с деревом или просто падение может быть крайне неприятным, благо наличие шлема уменьшит возможные ранения. При выборе ботинок стоит обратить внимание на более жесткие модели и отдавать предпочтение железным креплениям, ведь они более устойчивы к морозу и просто крепче пластиковых.

Вся группа должна иметь с собой средства связи такие как телефоны и рации с полной зарядкой, чтобы в любой ситуации можно было поддерживать связь всех участников заезда. Так же стоит взять с собой переносное зарядное устройство, на случай если у кого-то все такие разрядится телефон. У каждого должны быть номера служб безопасности и номер для связи с ближайшим курортом.

Каждый участник заезда обязан проверить самостоятельно свой бипер до начала заезда. А после один из участников проверит работоспособность каждого и наличие сигнала.

Не стесняйтесь помогать друг другу, это позволит качественнее подготовить экипировку. Проверьте крепления сноубордов и лыж, крепления карабинов, а также все страховочное снаряжение.

Ну и не стоит забывать о полезных “приятностях” в виде термоса с чаем или кофе, небольшого ланча, а также теплые перчатки и прочие предметы утепления. Желательно взять дополнительную маску на всякий случай. Не стоит набирать с собой слишком много инвентаря, покатавшись несколько раз вы сами почувствуете и найдете для себя тот необходимый именно вам минимум. Средний вес такого минимального рюкзака составляет не более 3 кг.

Правила безопасности при катании фрирайдом

Вы самостоятельно несете ответственность

При катании фрирайдом вы предоставлены сами себе, но при этом все равно рекомендуется воспользоваться услугами гида. Гид сильно облегчит вашу головную боль, ведь у вас будет ответственный человек, который самостоятельно подберет маршрут, сможет следить за ситуацией, и в целом даст дополнительной уверенности группе. Зачастую плохо построенный, хоть и безопасный маршрут, может убить все удовольствие от катания.

Не зависимо от того решили вы воспользоваться услугами гида или же решили все сделать самостоятельно, нужно четко понимать, что вся ответственность за вашу жизнь и здоровье ляжет на ваши плечи. Поэтому настоятельно рекомендуется дважды проверить всё. Полные заряды батарей на устройствах связи, правила безопасности, а также хорошо оценить компанию, с которой вы едете. Самостоятельный спуск — это безусловно захватывающее испытание с бурей эмоций, но цена может быть высока, относитесь с пониманием.

Лавины – все еще самый страшный противник

Несмотря на все трудности и опасности с которыми может столкнуться райдер, лавины все равно самые страшные из них, поэтому каждый в команде должен иметь оборудование для борьбы с лавинами, а также отлично владеть и понимать, как ими пользоваться. Какое-то профессиональное снаряжение не требуется, главное качественные материалы и умение пользоваться бипером, лопатой и щупом. Дабы перестраховаться можно провести дополнительный инструктаж, это особенно важно если оборудование новое или незнакомое. Так же нужно обязательно иметь в группе хотя бы одну аптечку, чтобы оказать срочную помощь, сделать перевязку или наложить жгут.

Не всегда вместе

Несмотря на то, что приезжаете на точку все вместе и всегда помогаете друг другу, спускаться, или хотя бы начинать спуск следует по одному. Это позволит большему количеству людей помочь в непредвиденной ситуации. Старт всегда проходится в одиночку, когда уже к нижней части спуска группа может ехать вместе, но на расстоянии, с интервалом. Верхняя часть спуска самая сложная и ближе к вершине увеличивается вероятность лавины, а к низу спуск становится более простым и прямым, поэтому у большинства групп фрирайдеров спуск с гор осуществляется именно таким методом. Существуют ситуации, когда требуется спуститься всем вместе, тогда лицо принимающее решение в вашей компании должен решить стоит спускаться таким методом или нет. Ответственность будет на его плечах. В случае, если у вас есть гид, подобные решения может принять он.

Под пристальным взором

Пока один из группы начинает свой спуск, остальные не просто ждут своей очереди и прохлаждаются. Они, в свою очередь пристально наблюдают за своим товарищем в начале и в конце выстроенной трассы. Конечно же наблюдать за спуском захватывающе и интересно, но само собой основная цель – безопасность. Постоянное наблюдение за товарищем поможет в случае схода лавины быстро определить место и сильно сузить зону поиска. Безопасность каждого члена группы зависит от слаженной и ответственной работы каждого. Только так можно быть уверенным что помощь подоспеет вовремя и операция по спасению будет успешной.

Вожак впереди!

Первым всегда трассу проезжает либо гид, либо попросту самый опытный райдер. В процессе спуска он проверяет состояние снега, а также наиболее интересный и безопасный маршрут. Благодаря этому он сможет определить область катания и при необходимости отметить опасные или сложные места, а также места отдыха и безопасной остановки. После спуска он сообщает по рации всем участникам о собранной информации. Остальным же будет куда проще ориентироваться по оставленным следам. Главное наличие в команде такого профессионала, который поведет всех за собой и определит оптимальный маршрут.

Те самые зоны

При возможности следует определять зоны остановки на маршруте, особенно это полезно на длительных спусках. Подобная зона должна хорошо просматриваться, а также должна существовать возможность быстро добраться от точки до пострадавшего. По возможности точки следует располагать по прямой, с возможностью видеть с одной точки другую. Такие точки дают возможность иметь контакт даже в случае потери связи.

Правило стаи волков

Очередность спуска строится так же, как и у волков самые опытные едут первыми и последними. Мы уже выяснили в чем смысл отправлять первым опытного райдера, теперь рассмотрим последнего. В идеале в конце тоже должен быть гид, но даже если не так его задача переговариваться по рации с первым и давать сигнал остальным для спуска. Поскольку он последний кто остается на вершине, он чаще всего отвечает за действия при сходе лавин и других происшествиях. Зачастую именно он следит за положением на склоне и бросается на помощь, если она требуется.

Как быть остальным

Остальные участники едут, ориентируясь на их уровень подготовки, но без особых правил. Единственное, самым правильным решением будет пустить наименее опытных в самый центр очереди, ведь тогда им смогут оказать помощь с двух сторон трассы. Так же плюсом будет и то, что они будут видеть больше следов и, следовательно, больше потенциальных маршрутов для спуска. Порой гид, или какой-либо руководитель группы может задать определенную последовательность. Тут стоит обращать внимание только на навыки и подготовку, а это индивидуально для каждой группы.

Должны справиться все

Уровень сложности выбранного спуска должен быть таким, чтобы с ним могли справиться все участники. Это очевидно, но сложность спуска заключается не только в крутизне, камнях и состоянии снега, но и в вероятности схода лавин. При выборе места всегда следует ориентироваться на навыки самого слабого участника. Если на трассе есть зона, в которой слишком опасно падать, а один или несколько райдеров в группе пока не могут проехать подобное место чисто, то следует поискать место попроще. Всегда есть альтернатива!

Передумывать – это нормально

Так или иначе горнолыжный спорт – опасный вид спорта, и при спусках зачастую случаются травмы или непредвиденные ситуации, а фрирайд только увеличивает количество этих опасностей. Никогда не пытайтесь прыгнуть выше головы и покорить вершину для которой у вас пока не хватает навыков. Лучше всего будет перестраховаться и в случае, когда вы чувствуете себя дискомфортно, остановиться, если есть возможность, передохнуть. Ваша жизнь и здоровье находится только в ваших руках. Обращайте внимание на погоду и вероятность лавин, и даже если вы планировали спуск неделю, лучше потратить еще одну, нежели не иметь потом такой возможности. Если вы решили остаться на трассах курорта – сообщите об этом вашей группе и вместе назначьте место встречи, чтобы избежать потери части группы. Соблюдайте правила и меры безопасности, хорошо проверяйте снаряжение и держите контакт со всеми членами группы. Не бойтесь спрашивать совета у более опытных райдеров, а также подсматривать у них различные фишки, у вас общая страсть! Страсть к скорости, к свободе и к здоровому образу жизни в котором есть такой интересный, захватывающий спорт.