Снаряжение для зимних видов спорта требует соответствующего ухода. Учитывая активное направление деятельности, экипировка должна не своевременно обслуживаться, ремонтироваться. Если ремонт невозможен, то нужно приобрести новое оснащение. Но как обстоят дела, если ремонт и уход все еще нужен и возможен? Разберемся ниже.

Что нужно делать чтобы ваш инвентарь долго служил вам верой и правдой

Во время катания на лыжи и сноуборды действует несколько вариантов нагрузок, каждая постепенно приводит к износу скользящих поверхностей, кантов.

Воздействия следующие:

- трение поверхности снега, есть различные типы снега, которые по разному стирают снаряжение. Подготовленный ратраками склон – лучший вариант, фрирайдеры могут столкнуться с камнями, ветками и прочими потенциально опасными препятствиями, фристайлеры особо интенсивно изнашивают некоторые части бордов и лыж, зависит от выбранного спортивного снаряда;

- удары от случайных препятствий. На диком склоне встреча с упавшей веткой может оказаться опасной для доски и самого райдера;

- скручивающие нагрузки при маневрировании на склоне;

- изгибающие от веса райдера.

Так же необходимо поддерживать состояние скользяка за счет обработки смазками или парафинами.


Сколы и трещины у сноубордов можно отремонтировать, но от конструкции (сэндвич, кэп) зависит сложность. Для некоторых вариантов необходимо специальное оборудование и инструмент.


Существует несколько основных этапов эксплуатации и подготовки снаряжения:

- обработка скользящей поверхности;

- заточка кантов;

- чистка перед хранением;

- обработка и обслуживание в процессе катания.

Сразу после покупки сноуборд или лыжи будут находиться в специальной консервационной смазке, которую использует завод-производитель для защиты снаряжения. Не обязательно ее счищать собственноручно, так как после нескольких спусков состав будет счищен об снег.

Перед хранением

Перед тем, как убрать спортивный инвентарь на летний период, их нужно очистить. Это же правило используется после каждого возвращения с трасс. Перед тем, как убрать лыжи с машины, нужно тщательно отряхнуть канты. Элементы быстро поддаются коррозии, даже после одной ночи, проведенной в багажнике могут появиться следы окисления.

Поэтому перед уборкой:

- канты и скользяк тщательно отряхиваются от снега, для этого достаточно обычной автомобильной щетки;

- удаляются видимые загрязнения, для этого достаточно небольшого пластикового скребка;

- следы воды и талого снега вытираются насухо.


Если снег намерз, то после приезда в дом нужно извлечь снаряжение из чехлов и поставить для стекания под углом.


Оставлять лыжи/сноуборд в таком положении больше суток не нужно, а если они находятся на балконе, то и вредно. После сушки все убирается в чехлы и в темное время. Дело в том, что ультрафиолет может быть вреден для ряда композитов, из которых собираются доски.


Не нужно использовать для сушки нагревательные приборы, они могут пересушить поверхность и испортить спортинвентарь.


Идеально сохранить снаряжение поможет консервационный парафин, он исключает контакт с влагой, защищает от пыли и случайных ударов. Недостаток в том, что перед катанием его понадобится счищать.

Скользяк

Существует два основных источника ухудшения свойств скользящей поверхности:

- стирание об покрытие склона;

- постепенная деградация в условиях хранения, особенно при повышенной температуре, например, рядом с приборами отопления.


На склоне стирает доску не только сам снег, но так же абразивные частицы, которые попадают в искусственный снег из-за плохой фильтрации водопроводной воды.


На лыжах сразу можно заметить следы абразивных частиц, они активно стирают участки вдоль кантов, полосы шириной до 10 мм. В этом месте заметно помутнение и более активное стирание краски.


Избежать деградации в условиях хранения позволяет консервация.


Износ скользяка сразу заметен по значительному замедлению на склоне. Лыжи так же без скорости начинают хуже поворачивать.

Для улучшения свойств сноуборда/лыж используются специальные воски, смазки и парафины.

Идеальная очередность обработки должна быть следующей:

- чистка скользяка от старой смазки;

- покрытие базовым парафином;

- покрытие погодным составом;

- и ускорителем.


Удалить старый слой проще всего специальной смывкой, понадобится сам состав и ветошь, в идеале фиберленовая ткань.


Материалы часто продаются наборами, как Swix Alpine Kit, он включает:

- смывку;

- фиберленовую тряпку, синтетика;

- эмульсию F480.

Последний пункт – это универсальная смазка, особенно хорошо зарекомендовавшая себя на мокром снегу.

Наносится смазка двумя методами:

- растирка жидкого состава;

- напыление спреем;

- парафины и воски, которые нужно расплавлять на поверхность и растирать равномерно специальным утюгом.

Жидкие достаточно быстро стираются, но они удобны в использовании.


Спреи скорее подойдут для напыления прямо на склоне между спусками.


Вощение проводится со специальным утюгом, об него расплавляется покрытие, капает на скользяк. Затем этим же утюжком состав равномерно растирается по всей площади.

Есть у производителей переходные составы, например F460 у Swix. Это более стойкий состав, чем жидкие мази, но не столько трудоемкий, как расплавление воска.

Канты


Заточка кантов – это второй этап после обработки скользящей поверхности.


Хорошо заточенные канты – это маневренность и скорость.

С завода снаряжение имеет черновую заточку, то есть не дает максимальных возможностей на спуске. Тем более, что угол может различаться в зависимости от бренда.

Это не проблема только на первых этапах обучения, когда скорость не играет роли, а райдер только учится стоять на лыжах.

Остальным, если нет специализированного оборудования в домашней мастерской, нужно точить канты в сервисе. Мы в своем прокате сноубордов точим канты каждые две недели.

Повреждения на кантах происходят по нескольким причинам:

- удары об мусор на склоне, обычно при этом образуется вмятина на поверхности с уплотненными выступами наплывов;

- царапины от абразива на склоне и естественного трения об снег, можно заметить, как скругление кромки канта.

Обращение в мастерскую обойдется в среднем в 250 рублей, но на станке снимается большой запас металла, что сокращает срок жизни канта. Реже обращаться в мастерскую поможет самостоятельная заточка между спусками, это профилактическая процедура.


Профи подправляют канты после каждого катания, для этого можно использовать алмазный файл или брусок с мелким зерном.


Кант со стороны скользяка нуждается в доводке реже, обычно его выравнивают параллельно с шлифовкой базы. Последняя процедура обычно следует за серьезным восстановительным ремонтом плоскости.

Может понадобиться этот тип обработки после затяжных каникул в стиле бэккантри или фрирайд. Это осуществимо только на станке, цена в сервисе около 1,5-2-х тысяч.

Полезно при серьезной нагрузке на лыжи, использовать канторез прямо в “поле”. Машинка достаточно компактная и весит не более 200 грамм. Она позволяет убрать наклеп от точечных ударов сразу. Лучше всего брать модели с роликами и делительной головкой, которые не задевают скользяк и позволяют выставить угол резки.

Ремонт

На снаряжении можно встретить несколько видов повреждений:

- точечные пробоины и сколы от заостренных предметов, как камни или ветки;

- продольные царапины, которые практически не влияют на скоростные характеристики вопреки распространенному мнению;

- трещины. Обычно образуются от ударов при высоких прыжках, неравномерных приземлениях, попаданиях на посторонние предметы на склоне.

Восстановление от продольных царапин может подождать окончания отпуска. Исключение составляет расположение повреждения ближе сантиметра от кантов.

Парафины

Отдельного внимания заслуживают парафины или составы для смазки. Они разделяются на группы в зависимости вязкости, температурного режима, консистенции.

По вязкости выделяют следующие варианты:

- мягкие или жидкие, которые плавятся уже при комнатной температуре;

- твердые, переходят в жидкую форму при 70-ти градусах;

- кристаллические, которые расплавляются после 70-ти градусов.

На горных лыжах и бордах используются смазки для улучшения скольжения. Для беговых лыжи часто применяют держащие мази, которые улучшают сцепление при толчке.

В зависимости от температурных условий на склоне выделяют три группы веществ:

- холодные. Подойдут для температуры снега ниже -12 градусов;

- средние. Рассчитаны на мороз от -12 до -2 градусов;

- теплые. Для температуры выше -2.

Некоторые производители предлагают универсальные смазки, способные работать в широком диапазоне температур. Например, TOKO Irox Fluoro подойдет от 0 до -30. Однако, узкоспециализированные составы считаются более эффективными при соответствии условий.


При длительном использовании (2 сезона и более) скользящие свойства могут сильно упасть из-за микроскопических повреждений. В этом случае подойдет углеводородная смазка.


Процесс парафинирования

Рассмотрим поэтапно оба варианта парафинирования снаряжения:

- без температурной обработки;

- с температурной обработкой.

Вне зависимости от выбранной методики, лыжи перед началом должны быть тщательно очищены, вымыты и высушены.

Если используется утюг:

- выставляется уровень нагрева в 150 градусов;

- у беговых лыж смазывается весь скользяк, у горных по бокам от колодки, место под ней не обрабатывается;

- от носка к пятке нагретым утюгом размазывается состав;

- при комнатной температуре (не холоднее 0) на остывание выделяют 10 минут, можно больше;

- смазка шлифуется щеткой.

Для наилучшего результата повторить процедуру придется до 10 раз.

Если температурная обработка не подразумевается, то:

- поверхность очищается грубой щеткой, которая нужна для удаления загрязнений из пор пластика;

- далее протирка от случайных загрязнений и вычищенного материала;

- смазка наносится тонким слоем;

- на схватывание уходит 3-5 минут;

- пробкой или подушечкой состав растирается;

- высыхание занимает 10 минут.


Лишнюю смазку всегда можно удалить щеткой. При холодном методе парафинирования нужно учесть, что финальная зачистка щеткой не нужна.


Составы для смазывания прямо на склоне – это скорее маркетинг, чем реально эффективная мера. Проблема в том, что такие мази стираются буквально в течение одного спуска. Нормально провести парафинирование не удастся быстрее 1 часа, понадобится при этом просушка, которую можно осуществить на Солнце.

Отметим, что температурная методика явно эффективнее, хоть и более трудозатратна. Основное преимущество в том, что вещество буквально протекает в мельчайшие поры скользящей поверхности, потому служит больше и дает ощутимый прирост скорости.